На главную страницуКарта сайтаНаписать письмо
Театральные новости
17 апреля завершился XVII сезон Международного фестиваля балета DANCE OPEN

Фестиваль балета Dance Open в Санкт-Петербурге входит в топ-3 лучших культурных событий весны

В Мариинском театре исполнили "Реквием" в память о погибших в Кемерово

Оперной труппе Михайловского театра – 100 лет







Театральные события и премьеры Санкт-Петербурга

26.12.12

Финансовые трудности ставят театры Петербурга на грань выживания

Финансовые трудности ставят театры Петербурга на грань выживания

В искусстве подразделение на типы всегда условно. Так ли важно, например, "государственный" или "негосударственный" театр? Когда зритель, затаив дыхание, смотрит на сцену, ему безразличен юридический статус труппы, он вряд ли задумывается о том, существует ли она на субсидии или справляется своими силами. Важен спектакль, а сказать, что за классическим фасадом гарантирован художественный прорыв, а, условно говоря, "в подвале" — самодеятельность, нельзя.

Часто бывает и наоборот, и из года в год именно негосударственные театры приносят городу призы в таких номинациях, как "театр кукол", "эксперимент" и "современный балет" на различных фестивалях и конкурсах. Однако финансовые трудности — так же из года в год — ставят под вопрос само существование некоторых трупп.

Сила за малым

Сказать, сколько негосударственных театров в Петербурге, не может никто. Комитет по культуре Санкт–Петербурга ведет учет тех, кто обращается с просьбами, а это далеко не все. Некоторые находятся в "спящем режиме" или без шума погибают, не дождавшись признания и помощи (чаще — просто помощи), некоторые, возникнув, живут потихоньку. По различным оценкам, в городе около полусотни коллективов, которые держатся силами альтруистов. Среди ныне существующих театров — частые участники международных фестивалей, многократные номинанты и лауреаты самых различных премий, признанные во всем мире коллективы, существующие 10–20 лет.

Так, в этом сезоне на "Золотой маске" представлены петербургские "Кукольный формат", театр "Post" (совместно с московским Театром.doc) и танцевальная компания "Каннон Данс". Чтобы развивалось новаторское искусство, которое рождают свободные неформалы, город должен выработать особую систему взаимоотношений с ними. "У всех короткое дыхание, никто не думает, что будет через 10 лет, живут так, будто завтра, и правда, конец света", — констатирует экс–заместитель председателя комитета по культуре, а ныне председатель "Содружества негосударственных театров" Александр Платунов. У многих театров нет возможностей гастролировать и участвовать в фестивалях.

"Поездки бывают, только если фестиваль оплачивает проезд. На "Маску" в прошлом году нам с трудом выделили деньги только на дорогу, а необходима была еще аренда компьютера, проектора, в итоге два спектакля играли без гонораров, а техническим службам платили свои же деньги", — рассказывает художественный руководитель ФМД–Театра Вера Бирон.

Игра на чужой сцене

Свободные духом негосударственные театры, увы, не свободны от проблем инфраструктурного толка. На первом месте — помещение. В отличие от своих "легальных" коллег, эти театры не замахиваются на персональные здания с колоннами и квадригами. Они просят предоставить подвал или чердак, который обещают сами и отремонтировать. Один из примеров — существующая с 2009 года в подвале на улице Жуковского Молодежная режиссерская лаборатория ON.ТЕАТР. "На стройке ежедневно работало не менее 20 человек, включая актеров, режиссеров и драматургов", — рассказывает руководитель Милена Авимская. Лаборатория потратила на ремонт около 2 млн руб., последние долги удалось вернуть только недавно.

У большинства театров нет собственных помещений. Так, "Авторский театр" арендует для проведения спектаклей камерную сцену МДТ–Театра Европы и сцену музея Достоевского. "Театр "Не–Кабуки" снимает репетиционно–театральный зал в ДК им. Кирова и офис–склад — у организации профсоюзов. У коммерческих структур снимают помещения музей–театр анимации "Тарабум" (Тверская ул., 23/25, 250 м2), Театр поколений (Лахтинская ул., 25А, 440 м2). По договорам безвозмездного пользования с Комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ) помещения занимают театр "За Черной речкой", Театр Малыщицкого. По мнению Александра Платунова, одна из сложных задач, которую рассчитывает решить "Содружество", — открытие общей площадки, так называемой "свободной сцены", где бы маленькие театры, не способные самостоятельно содержать здания, могли бы достойно существовать.

Творческие партнеры

Дом танца "Каннон Данс" с 2009 года занимает помещение 350 м2 в БЦ "Казанский", созданном в здании бывшего завода "Заря". "Раньше риэлторы говорили, что бизнес не даст творческим организациям возможности что–то делать, но кризис 2008 года показал, что творческие индустрии стали едва ли не единственным стабильным арендатором, хотя собственники до сих пор смотрят на них как на вынужденную и временную необходимость, и при первых признаках, что помещение можно сдавать дороже и есть кому, с легкостью распрощаются с творческими группами", — отмечает директор "Каннон Данс" Вадим Каспаров.

При этом многие труппы не нуждаются в собственной площадке — количество спектаклей в афише просто не покрывает месячную репертуарную сетку, и им достаточно так называемой "базы" — места в отапливаемом помещении рядом с метро, где можно было бы репетировать и хранить костюмы, декорации, реквизит, технику. "Для "Такого Театра" свое помещение — задача максимум (но только при получении ежемесячных дотаций или гарантированного спонсорства), задача минимум — репетиционное помещение и офис. Сейчас, в силу огромного количества долгов у театра, над нами нависла реальная угроза закрыться", — говорит представитель театра Марина Леонова. И не все рвутся в центр. Негосударственные театры, особенно детские коллективы, можно было бы обеспечить помещением на окраине, сделав доступным посещение утренника. "Размещение театральных площадок в ТРК — одно из новых веяний в жизни бизнеса, и, одновременно, это решение наболевшей государственной проблемы, — говорит художественный руководитель год назад открывшегося в ТРК "Гранд Каньон" (в оперативном управлении труппы — 700 м2) театра "Плоды Просвещения" Сергей Пронин.

Куда уехал зал?

Когда проблема с площадкой решается, это событие в культурной жизни города. Недавно комиссия КУГИ удовлетворила просьбу театра "Кукольный формат" о предоставлении помещения 160 м2 из нежилого фонда для создания репетиционной базы и студии. Ремонт будет проведен за счет театра. "Теперь в будущее смотрим увереннее, — говорит директор театра Елизавета Богословская, — потому что без собственного дома за десять лет мы сделали много спектаклей, но не смогли наладить нормальную работу, проигрывали коллегам, у которых были свои сцены. Одно дело, когда зритель знает наш адрес и идет по этому адресу именно к нам. И другое дело — когда он ищет нас в афишах, а нас там просто нет, потому что зал был предоставлен в последний момент, и мы не успели дать анонсы в СМИ. В итоге — реальные финансовые потери".

И чтец, и жнец...

В случае, если театру приходится арендовать помещение, эта статья расходов может "съедать" от 30 до 70% выручки, говорит Елизавета Богословская. Милена Авимская подсчитала: общие расходы театра в месяц, включая зарплату четырем постоянным сотрудникам (обычно в негосударственных театрах нет или крайне мало штатных единиц. — РБК daily), на которую уходит около 18% всей суммы, составляют 209 тыс руб. Доходы варьируются от 168 до 234 тыс. руб. в месяц, при этом 50% от этой суммы идет актерам, а для постановки ежегодно нужно 1,6 млн руб. Таким образом, по оценке Милены Авимской, расходы при кассовых сборах в 75% (в лучшем случае) превышают доходы на 35%. В состав расходов на постановку помимо аренды зала (при необходимости) входит изготовление костюмов и декораций. Наиболее стандартное соотношение расходов: 60% — на постановки и 40% — на аренду и прочие нужды. "Распределение гонораров в последнее время происходит следующим образом: все доходы от спектаклей в течение месяца суммируются, вычитаются текущие расходы (перевозка декораций, печать полиграфии, оплата технического персонала), а затем распределяются между участниками театра, в зависимости от того, кто сколько в спектаклях был задействован", — рассказывает главный режиссер "Этюд–Театра" Дмитрий Егоров. Чтобы оптимизировать затраты на аренду, многие театры постоянно, иногда несколько раз в год, переезжают в поисках более дешевых помещений. Не самые лучшие способы оптимизации — перевод части актеров на работу "на полставки", совмещение должностей и т. п.

Билет в самый первый ряд

Основная статья доходов театра — продажа билетов на спектакли. Объем выручки зависит и от времени года: летом она серьезно уменьшается, в особенности у детских театров, и растет в октябре–феврале. В новогодние каникулы театры могут подзаработать на "ёлках", но не все это практикуют, как и всевозможные "заказные" спектакли, проведение праздников на площадке театра или на выездных площадках.

В театре "Не–Кабуки" работает детская вокально–театральная студия, которая также приносит небольшой доход. Среди серьезных (если оценивать единовременную сумму, которую может получить театр), но нерегулярных источников финансирования — субсидии и гранты комитета по культуре Петербурга. Впрочем, далеко не все могут эти гранты получить, да и сумм не всегда хватает, даже если это 200 тыс. руб. Та же ситуация и со спонсорской помощью — она бывает редко и не всегда в то время, когда особенно нужна. "Для того чтобы и бизнес мог оказывать активную помощь, требуются изменения в законодательстве в пользу меценатства, должна развиваться система частных дарений, существовать списание налога с дарения, как в развитых странах", — настаивает руководитель Театра поколений Данила Корогодский. Зачастую театры просят не так уж и много. Например, существующий с 1989 года Театр Малыщицкого просит об оказании бесплатной юридической помощи, видео– и фотосъемках, по возможности — переоснащении световой и звуковой аппаратуры.

Своя ноша не тянет

Резонный вопрос — почему, несмотря на все сложности, негосударственные театры продолжают существовать, имеет простой ответ — ради подлинного творчества. "Выживать, настойчиво сохраняя, оберегая и развивая собственную систему художественных ценностей. Быть "большими и богатыми" по художественному содержанию, какими бы "маленькими и бедными" мы ни были в силу своей "негосударственности", представляется нам задачей, достойной усилий", — говорит художественный руководитель Авторского театра, режиссер Олег Дмитриев.

 



Источник: http://top.rbc.ru
Автор : Анастасия Ким, Ирина Лапеченкова

Добавить комментарий