На главную страницуКарта сайтаНаписать письмо
Театральные новости
Dance Open представит в Дортмунде Гала звезд петербургского балета

18, 19 октября в Театре «На Литейном» состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика.

13 октября в Театре «На Литейном» состоится премьера спектакля «Волшебное кольцо».

репертуар Театра «На Литейном» на октябрь







Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном»

Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном»

В 1909 году на месте старинного манежа графа Шереметева начал работу «Литейный театр», репертуар которого составляли пьесы Театра ужасов, фарсы, сатиры, пародии. Литейный театр в начале ХХ века служил площадкой для реформаторских опытов Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, М. Фокина, М. Кузмина. С театром сотрудничали Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев — лучшие художники «Мира искусства», а также писатели Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник, Н. Тэффи, А. Аверчченко. Название театра постоянно менялось: в 1911-12 — «Мозаика», с 1913 — «Литейный интимный».

После революции здание на Литейном, 51 было временным пристанищем для разных театральных групп. Среди них были и выдающиеся. В 1926 — Передвижной театр под руководством П. Гайдебурова и Н. Скарской, в 1928 — ТРАМ. В творческой жизни этого театра активно участвовал молодой ленинградский композитор Д. Шостакович. В 1932-37 в здании работал театр ЛОСПС под руководством А. Винера. Во время войны театр был частично разрушен, и не принимал зрителя почти десять лет.

В 40-е годы правительством Ленинградской области было создано два театра — Ленинградский областной Гастрольный и Ленинградский областной драматический. Первым руководил А. Винер, вторым — Г. Гуревич. В 1956 году эти театры обрели стационар на Литейном, 51. В 1963 году два театра объединились в «Театр драмы и комедии», главным режиссером назначили Г. Гуревича. Главным художником стал Э. Кочергин. Время, называемое «оттепелью», дало возможность появления и проявления многих выдающихся творцов. Заметным событием стали спектакли Е. Шифферса, выпущенные в «Театре драмы и комедии». Власти их запретили, но ситуация в культуре начала меняться.

Новый главный режиссер театра Я. Хамармер чувствовал время и общество. Он пригласил на постановки К. Гинкаса, Л. Додина, Е. Падве, Г. Яновскую. Некоторые их спектакли сокращали, некоторые запрещали, некоторые оставались в репертуаре долгое время. Но главная цель была достигнута — молодые режиссеры имели возможность работать и развиваться.

В 1991 году на петербургских афишах появилось новое название — Театр «На Литейном», а главный режиссер Г. Тростянецкий выпустил легендарный спектакль «Скупой» по Мольеру. Должность главного художника театра занял В. Фирер.

Сегодня Театр «На Литейном» считается одним из самых интересных петербургских театров. С приходом нового художественного руководителя А. Гетмана театр изменил художественную политику. Отказ от института главного режиссера повлек за собой активное привлечение в театр не только ярких представителей петербургской режиссуры — А. Галибина, Г. Козлова, Г. Дитятковского, А. Праудина, В. Пази. Продолжая традиции, А. Гетман ищет талантливых молодых постановщиков и художников. В 2002 году начала работу «Мастерская Театра «На Литейном», в рамках которой они могли пробовать свои силы. Свои спектакли выпустили А. Прикотенко, О. Куликов, Г. Жданова.

Спектакли театра неоднократно участвовали во многих театральных фестивалях: «Ольштынские театральные встречи» (Польша, 2000, 2001), «Русские сезоны» (Финляндия, 2003), Международный фестиваль «Divadlo» (Чехия, 2003), «Seoul Performing Arts Festival» (Южная Корея, 2003), SETT (Германия, 2004), XIII Русский фестиваль искусств в Марселе (Франция, 2008) и многие другие.

Театр «На Литейном» отмечен Государственной премией РФ («Лес», постановка — Г. Козлова, 2000), премиями «Золотая маска» (1998, 2001, 2003) и «Золотой софит» (1996, 1999, 2000, 2002, 2006, 2008, 2009).

История Государственного драматического Театра на Литейном

Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном»17 января (по старому стилю 4 января) 1909 года на Литейном проспекте открылся театр. Здание его изначально не было театральным. Это был манеж, построенный в 1801 году архитектором Павлом Аргуновым по проекту Джакомо Кваренги. Строительство заказал граф Николай Шереметев. Здание входило в комплекс сооружений знаменитой усадьбы графов Шереметевых на набережной реки Фонтанки. В 1908 году при графе Сергее Шереметеве, архитектор Михаил Красовский перестроил манеж под театр. Новое переоборудованное здание было решено сдавать различным театральным труппам.

Литейный театр арендовал антрепренер Вениамин Казанский (Сормер). Он уже владел к этому времени двумя антрепризами — в «Невском Фарсе» он смешил публику, в «Модерне» удивлял новинками электрофотографической техники. В Литейном решил пугать в прямом смысле этого слова. Театр открылся с названием «Grand Guinol» — Театр ужасов. Репертуар и специфические средства воздействия на публику были заимствованы в парижском театре «сильных ощущений», создателем которого был Андре де Лорд.

Публику заранее предупреждали: «Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес». На открытии играли: «Лекция в Сальпетриере» и «Система доктора Гудрона», а также пьесу со «страшным» названием «Мороз по коже». Щекотали нервы отрыванием головы, обливанием серной кислотой и выдиранием глаз. В дальнейшем афишу украшали не менее «ужасные» названия: «Вампир», «Под гнетом проклятья», «Смерть в объятиях», «На могильной плите», «Последний крик», «Жуть». Со сцены лилась кровь и неслись нечеловеческие вопли. Главным режиссером был Казанский, ответственным режиссером — Павел Ивановский, премьером — Федор Курихин, премьершей — Елизавета Мосолова, во время многочисленных болезней Казанского управлявшая антрепризой. Труппа состояла из актеров театра «Невский фарс» — видимо, содержать два разных коллектива было не выгодно.

Вскоре столичная публика пресытилась новинкой. Театр ждала бесконечная череда перемен — от репертуара до смены названий и руководителей. Стремление к коммерческой рентабельности предприятия приносило очень интересные плоды. Уже в октябре 1909 года к «сильным ощущениям» добавился «веселый жанр» — сатиры, фарсы, водевили, а позже — мелодрамы и театральные пародии. Изящный театральный зал «благородного стиля» стал одним из самых излюбленных мест как веселящейся столичной публики, так и артистической богемы. Впервые на сцене театра была поставлена пьеса Всеволода Мейерхольда — «сенсационная трагедия из цирковой жизни» — «Короли воздуха и дама из ложи» по рассказу «Четыре черта» Германа Банга. В следующем сезоне — мелодрама «Теракойя», переделанная из японской пьесы «Жизнь за царя» Такеда Идзумо. Постановки осуществил режиссер Павел Ивановский, не без участия Мейерхольда — не исключено, что им были разработаны отдельные мизансцены, которые впоследствии будут использованы в его режиссерской деятельности.

В марте 1909 года на сцене театра поставлена пьеса Федора Сологуба «Ночные пляски» в постановке Николая Евреинова. На сцену вместо профессиональных актеров вышли поэты, писатели и художники: Сергей Городецкий, Лев Бакст, Иван Билибин, Максимилиан Волошин, Борис Кустодиев, Алексей Ремизов, Николай Гумилев, Михаил Кузмин. Имена, ставшие историей искусства России.

В театральной афише сезона 1910/11 появляется добавочное название — Театр новинок, идущих на всех европейских сценах. Режиссером становится Сергей Пальм. В репертуаре кроме различных мелодрам и фарсов («Тото дают касторку», «Шалости Амура» и т. д.), появляются модные тогда театральные пародии. Наиболее заметные — пародия на Мейерхольдовского «Дон Жуана» и шарж «Графиня Эльвира», написанный актером и режиссером театра Евстигнеем Мировичем (Дунаевым).

В конце вечеров обычно шли «разнохарактерные дивертисменты» — артисты пели песни собственного сочинения, танцевали модные танцы, пели арии из опер. В итоге всего лишь за два года работы театра в его репертуаре сосуществовало множество разных жанров, причем, в один вечер. Возможно, именно это привело к смене названия. Природа театра оставалась та же — по сути это был театр миниатюр.

Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном»

В 1911-1912 годах театр называется «Мозаика». К тому времени Казанский все еще значится главным режиссером, но фактически все управление антрепризой перешло к Мосоловой. Она включила в репертуар театра пьесы Антона Чехова, Бернарда Шоу, Артура Шницлера, Ги де Мопассана. Была поставлена «Веселая смерть» Николая Евреинова. В постановках звучала музыка Камиля Сен-Санса и Бориса Асафьева. Художественное руководство осуществлял Григорий Ге, режиссером стал актер труппы К. А. Гарин. В коллектив пришли танцовщики, артисты оперетты. Продолжает расти жанровое разнообразие, — например, в репертуаре появляются «балеты-мимодрамы», которые ставит в основном Борис Романов. Интересна была программа «Салон Литейного театра» — сцену переоборудовали под гостиную Мосоловой, актеры изображали гостей, и шло полуимпровизационное действие с диалогами и дивертисментами. Зрителей даже приглашали к столу и предлагали что-нибудь исполнить.

В 1912 году Мосолова сдает антрепризу Д. Л. Щербакову, сама оставаясь там актрисой. На афиши возвращается название Литейный театр. Режиссером становится М. И. Порватов. В репертуаре Литейного солидное место занимают небольшие пьески и инсценировки рассказов Надежды Тэффи («Выслужился», «Счастливая любовь», «Тонкая психология» и др.) и Аркадия Аверченко («Власть Рока», «Женская доля», «Молодость» и др.). Звезда театра — актриса и танцовщица Ольга Глебова-Судейкина, одна из ближайших подруг Анны Ахматовой. Именно ее увековечит Ахматова в своей «Поэме без героя», увидев в изящном мини-балете Бориса Романова на музыку Ивана Саца «Козлоногие», поставленном в Литейном театре:

Как копытца, топочут сапожки,
Как бубенчик, звенят сережки,
В бледных локонах злые рожки,
Окаянной пляской пьяна, -
Словно с фазы чернофигурной
Прибежала к волне лазурной
Так парадно обнажена.

В это время с театром активно сотрудничают многие деятели культуры Серебряного века — Федор Сологуб, Алексей Ремизов, Михаил Фокин, Иван Чекрыгин.

В 1913 году антреприза переходит к Борису Неволину, который меняет название театра на Литейный интимный. Мосолова продолжает работать, но премьершей становится актриса Антонова. Репертуар театра почти не отличается от репертуара Мосоловой. По-прежнему идут постановки по Аверченко и Тэффи, другие отечественные и переводные сатиры, шутки, трагикомедии. На афишах Бернард Шоу и Эдмон Ростан соседствует с балетами Михаила Кузмина. Неволин привлекает к работе Татьяну Щепкину-Куперник. В 1914 году настоящей сенсацией становится пародийная пьеса «Театр купца Епишкина» Евстигнея Мировича. Она принесла и театру, и драматургу известность и признание.

В 1915 году в театр в качестве хозяйки возвращается Елизавета Мосолова. Главный режиссер — ведущий актер театра Федор Курихин. В 1917 году Мосолова отказывается от антрепризы. При новых собственниках театр возглавляет в качестве режиссера Борис Горин-Горяинов, но исторические события 1917 года вносят свои коррективы. Публику выводят вон. Театр закрывают.

После революции театральное здание используется новым правительством как временное пристанище для различных театральных трупп. Довольно долго — с 1919 по 1923 там работал Украинский театр. Потом его переместили, а вскоре и упразднили. Власть самоопределялась — менялись названия органов правления, их состав, цели и задачи. Это напрямую влияло и на судьбы театров — их переименовывали, сливали, разделяли и бесконечно переселяли. И если ранее история Театра «На Литейном» являла собой историю частной антрепризы, то теперь, вплоть до 50-х годов XX века она будет представлять историю театрального здания.

В декабре 1926 года в театре на Литейном, 51 (тогда он назывался проспектом Володарского) появился коллектив, снискавший к тому времени заслуженную славу. Это был Передвижной театр под руководством Павла Гайдебурова и Надежды Скарской (сестры Веры Комиссаржевской). Для открытия выбрали пьесу «Плоды просвещения» Льва Толстого, а в январе в постановке Гайдебурова вышли сразу два спектакля: «Волчья ночь» Жака Тудуза и «Власть тьмы» Льва Толстого. В апреле театр выпустил премьеру «Вишневого сада» Антона Чехова, где сам режиссер сыграл Фирса. Но самым заметным событием в творческой жизни театра стал спектакль по пьесе Макса Жижмора «Бетховен» с Павлом Гайдебуровым в главной роли. Премьера состоялась в марте 1927 года и вызвала горячий отклик у зрителей.

В 1928 году, когда Передвижной театр был на гастролях, здание театра, при поддержке Адриана Пиотровского — ведущего теоретика Пролеткульта, было передано Театру рабочей молодежи (ТРАМ), который возглавлял Михаил Соколовский. Молодым актерам пришлось осваивать новое сценическое пространство, работать с большой аудиторией, им пришлось выработать новые для себя и для современного театра принципы.

Характерными чертами трамовской режиссуры стали «наплывы», уводящие зрителя в прошлое или будущее, словно дающие комментарии к основному действию. Прием этот потребовал специального светового и звукового решения. Первым опытом ТРАМа стал спектакль «Плавятся дни» Николая Львова.

Декабрьская премьера 1929 года знаменовала новый этап в жизни ТРАМа: решено было поставить пьесу «Выстрел» Александра Безыменского, для чего были приглашены молодой режиссер Рафаил Суслович, художник Игорь Вускович и композитор Дмитрий Шостакович. Эта постановка была осуществлена практически одновременно со спектаклем Мейерхольда в ГосТИМе. Критики сравнивали два «Выстрела», причем многие отмечали, что ленинградский спектакль во многом выигрывал за счет необычного музыкального решения. Шостакович создал из актеров ТРАМа «духовую банду» в сопровождении балалаечников, сам репетировал с импровизированным оркестром. Критик Николай Малков увидел в этом спектакле зачатки нового музыкального театра, противостоящего традиционной опере, отмечал, что Дмитрий Шостакович вывел ТРАМ на качественно новый уровень. «Острая ритмика, носящая печать индустриальной эпохи, смелость звуковых сочетаний», — все это автор статьи считал западным влиянием, удачно влившимся в советскую музыку. Кроме новшеств музыкального оформления Шостаковича, необычным оказалось и решение художника Вусковича. С помощью Пиотровского ТРАМ взял у Русского музея огромное зеркало, которое расположили в глубине сцены под углом 45 градусов. На первом плане шло одно действие, а за перегородкой, невидимое зрителю, — другое. Оно отражалось в зеркале, создавая контрапункт к некоторым сценам.

Последующие спектакли ТРАМа, с одной стороны, развивали тенденции экспериментального театра. Постоянным стало приглашение профессионалов, в частности и Шостаковича. Но в 1931 году перекрытия так обветшали, что играть на сцене театра стало рискованно. ТРАМ отправился в длительные гастроли по Сибири и Средней Азии, а в здании еще некоторое время находился Музей трамовского движения.

После ремонта в 1932 году обновленное здание театра было передано Первому рабочему театру Пролеткульта. Главным режиссером был Е. П. Павлов. Коллектив существовал с 1923 года. Наиболее удачным спектаклем этого театра считался «Шлак», поставленный в 1927 году, и просуществовавший до середины 30-х годов. Пьесы ставились исключительно политические: о подпольной революционной борьбе большевиков («Турецкая трубка»), о вредительстве на производстве («Малиновое варенье»), о расслоении интеллигенции («Мертвая зыбь»), о борьбе с сектантами («Трамвай благочестия»).

Этот коллектив «прожил» на новом месте совсем недолго — в том же году при ликвидации Пролеткульта, расформировали и театр. Большая часть актеров составила ядро нового театра, оставшегося на Литейном, 51. Сохранившаяся часть труппы была «усилена» за счет студии актерского мастерства Леонида Вивьена. Во главе нового театра, получившего имя Ленинградского Областного совета профсоюзов (ЛОСПС) встал Александр Винер. Первой премьерой Театра ЛОСПС стал спектакль «Разгром» Александра Фадеева. Репертуар нового театра по тематике не очень отличался от репертуара Первого театра Пролеткульта, однако качество драматургии было несомненно более высоким. Винер обращался и к русской («Гроза» Александра Островского, «Смерть Пазухина» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Чайка» Антона Чехова), и зарубежной драматургии («Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана). Одной из наиболее удачных работ театра стал спектакль «Доктор Мамлок» по пьесе Фридриха Вольфа.

Театр ЛОСПС под руководством Александра Винера часто упрекали в недостаточной политической остроте, зато отмечали растущее мастерство актеров, профессионализм режиссуры, художественного решения спектаклей.

В 1939 году в театральном здании находился Ленинградский государственный «Новый театр», с 1940 — Театр Комедии и сатиры. Некоторое время его занимал Ленинградский областной государственный театр оперетты. Здание было частично разрушено и не принимало зрителя вплоть до 1956 года, хотя восстановительные работы начались уже в 1946 году.
Более десяти лет театр на Литейном проспекте не функционирует. Но параллельно начинается история Театра «На Литейном», а точнее — истории двух театров, из объединения которых он и возникнет.

В 1944 году по Решению Ленинградского областного исполнительного комитета депутатов трудящихся от 9 сентября 1944 года был создан Ленинградский областной передвижной театр, скоро ставший не передвижным, а гастрольным.

Этот Передвижной театр был «предназначен для обслуживания колхозов, глубинных пунктов Ленинградской области, но в силу целого ряда обстоятельств, мешавших нормальной работе, театр закончил свою первую постановку „Вынужденная посадка“ только в конце декабря 1944 года». Театр был прописан в Тосно. Художественным руководителем был А. А. Алексеев, ведущим актером Н. М. Шмитгоф.

С 1945 по 1949 год главным режиссером Гастрольного театра был Александр Винер. Его первым спектаклем в гастрольном театре стала «Чайка» по Антону Чехову. Премьера состоялась 5 мая 1945 года в клубе Ленэнерго. Потом режиссер продолжил работу над классикой: «Леший» Антона Чехова, «Причуды любви» Лопе де Вега. Затем Винер инсценировал и поставил патриотические «Дни и ночи» Константина Симонова и «Люди с чистой совестью» Петра Вершигоры.

С 1949 по 1954 год главный режиссер — Михаил Чежегов. Он ставит «Калиновую рощу» Александра Корнейчука, «Ночь ошибок» Оливера Голдсмита, «Вассу Железнову» Максима Горького, «Накануне» Ивана Тургенева в инсценировке Алексея Арбузова и другие спектакли.
Недолгое время театром руководит Константин Степанов-Колосов. В 1955 году он ставит спектакль «Далекое» по пьесе Александра Афиногенова. Потом на краткий срок главным режиссером становится Наум Лившиц.

Всего с 1945 по 1955 год в театре поставлено 36 спектаклей. Премьеры игрались в городских ДК, клубах, в Выборге, Кронштадте, Гатчине, Ялте. Труппа насчиывает 36 артистов, среди которых Мария Папазян, Ольга Вальяно, Иван Белоусов, Василий Дубинин, Александр Животов и другие. Главным художником работает Татьяна Острогорская.

В 1944 году в Ленинград вернулся другой областной театр — Драматический. Он был организован в 1940 году, во время войны работал для войсковых соединений, входивших в состав Восточного фронта, трудящихся свободной от немецкой оккупации территории Ленинградской области. С прорывом блокады театр поселился в Сестрорецке. В 1944 году репертуар театра насчитывал боле десяти наименований. Среди них — «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони, «Мещане» Максима Горького, «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина, «Поздняя любовь» Александра Островского и другие. Костяк труппы составили актеры театров имени Облисполкома и Колхозно-совхозного театра (бывшего Передвижного театра под руководством Павла Гайдебурова и Надежды Скарской). С 1951 года главным режиссером театра становится Григорий Гуревич.

В 40-х годах образуется еще один областной драматический театр — театр малых форм. Впоследствии он станет Малым драматическим театром.

В 1955 году Гастрольный театр репетирует две не залитованные пьесы — «Мартин Иден» и «Третий человек», премьеры которых так и не состоялись. В 1956 году выпускает два спектакля — «Колесо счастья» братьев Тур (Леонид Тубельский и Петр Рыжей) и «Невольницы» Александра Островского, а Драматический театр в тот же год — четыре спектакля, среди которых «Отец и сын» Л. С. Тырина в постановке Розы Сироты.

В это время эти театры продолжают работать не только в Ленинградской области, но и в Ленинграде — примерно по 20-30 спектаклей в год. Основными площадками для выступлений стали помещения Консерватории и Театра Музкомедии, театральные площадки на Рубинштейна, 18 и Ракова, 10, дома культуры. При этом Областной драматический театр давал больше спектаклей — его репертуар власти находили более интересным для ленинградцев, у этого театра был главный козырь — спектакль «Три мушкетера» в постановке Григория Гуревича и Ильи Ольшвангера. А Гастрольный театр писал письма и просил позволения... работать. Оба театра были финансово убыточны — подводила бездомность. В связи с этим в письме заместителя заведующего Леноблфе товарища Тугаринова к начальнику Ленинградского областного управления культуры М. А. Романову звучала просьба «принять меры к скорейшему вводу в эксплуатацию театрального здания на Литейном 51, все сроки ввода которого давно прошли».

Просьба была услышана. В мае 1956 года театры получили стационар в Ленинграде — восстановленное театральное здание по Литейному, 51. Ленинградский областной гастрольный театр просил изменить название, так как слово «гастрольный» больше не соответствовало изменившимся условиям и задачам. Годом раньше, в январе 1955 года театр уже просил о переименовании Управление культуры Леноблисполкома: «Учитывая, что весь период работы театра характеризовался работой над спектаклями как в жанре драмы, так и в жанре комедии, просим Вас изменить название театра и впредь присвоить наименование — Ленинградский государственный областной театр драмы и комедии». В августе 1956 новое название утвердили.
Обретение своей площадки, пусть одной на два театра, решило их судьбу, спасло от медленного умирания. Театры получили государственные дотации, возможность безвозмездного пошива костюмов и транспорт — автобусы для гастролей по Ленинградской области.

 

Источник: http://www.peterlife.ru

Добавить комментарий